История искусств России знает немало примеров, когда в изобразительном искусстве живут и работают династии художников, когда в семье художниками становятся отцы, дети, внуки.  Яркое, правдивое искусство художников Щетининых отлично своим своеобразием и самобытностью, привязанностью к своей алтайской земле, они видят, чувствуют и художественно осмысливают жизнь человека, его быт и великолепие алтайского пейзажа. Разные в жанрах, они, тем не менее, проповедуют одну веру в реалистическое искусство, народные традиции – этим они бесконечно близки друг другу. Творчество их крепко, неразрывно связано с натурой. Главное, что делает их творчество значительным и близким – это чрезвычайная бесхитростность, искреннее отношение к природе, любовь к своему делу.


А. И. Алексеев.
Народный художник России,
Действительный член Академии художеств России



Культура Алтая и художественная династия Щетининых

      Культура и искусство России слагаются из культуры и искусства регионов. И не только слагаются: столица вдохновляется провинцией. Алтай – восприемник и родина самобытных художественных традиций. Именно на Алтае в 2001 году впервые в Сибири заговорили о художественных династиях.  Первым знаком об интересе к династии в искусстве явилась выставка в Барнауле в Государственном художественном музее Алтайского края «Художники Щетинины – три взгляда на мир» - первая совместная выставка произведений представителей трех поколений талантливой семьи. Основатель династии скульптор и живописец Прокопий Алексеевич Щетинин – мастер реалистического искусства, художник-гуманист. Его творчество выразило устремления времени, ставшего для России к концу XX века историческим прошлым. Историзм — четко выраженная черта творчества художника. Историческая тема воплощена им не только в образе И.И. Ползунова и в портретах современников, но и в мемориальных комплексах, композициях. Быть может, самое главное произведение П.А. Щетинина – монументальная скульптура «Прощание» - было воплощено в материале в 2010 году. Четвертого ноября 2010 года на площади Свободы в столице Алтайского края при большом стечении народа состоялось торжественное открытие памятника жертвам политических репрессий под символическим названием «Прощание» скульптора Прокопия Алексеевича Щетинина, художника Анатолия Прокопьевича Щетинина — сына скульптора, архитекторов Е.П. Крыловой и А.О. Крылова. Монументальная, выразительного силуэта скульптурная композиция организовала пространство барнаульской старинной (бывшей Соборной) площади, наполнив ее образ не только исторической памятью, но и глубокой духовностью. Открытие памятника такого масштаба принадлежит к тем событиям, которые питают ум и чувства молодого поколения, дают простор для правильного понимания прошлого и настоящего и воспитания сознательного патриотизма. Памятник не только наполнен глубоким содержанием, но и обладает убеждающей образной силой, художественно-эстетической ценностью. Памятник гумманизирует городскую среду, так как воплощает пластическими средствами мысль о нравственной ответственности общества, о подвиге прощения и памяти, о преемственности поколений. Реализовав в полном объеме творческий замысел своего отца, Анатолий Прокопьевич Щетинин внес в культурное пространство Барнаула эмоциональный аккорд высокого звучания, который способен противостоять влиянию безликого и беспринципного потока массовой культуры на молодых людей, пробуждая в них человеческое достоинство и чувство чести. Деятельность А.П. Щетинина, сына скульптора, заслужила общественное признание: Анатолий Прокопьевич в 2011 году был удостоен премии Алтайского отделения Демидовского фонда культуры. Композиция «Прощание» полна трагизма. В советском искусстве трагическое редко звучало столь деликатно и просто, разрешаясь  надеждой на то, что любовь ребенка спасет отца в его мужественном подвиге. Светлая натура художника П.А. Щетинина глубоко ощущала драматизм событий. Памятник придал новый правдивый смысл названию площади — это площадь Свободы, свободы человеческого духа. Монументальная скульптурная композиция «Прощание» вошла в историческое пространство столицы Алтайского края, выразив его значительность и уникальность. Это событие явилось результатом преемственной деятельности династии Щетининых, прежде всего сына скульптора живописца А.П. Щетинина. С именем А.П. Щетинина связана важная примета времени, начала XXI века, – становление на Алтае частных художественных галерей: в 2003 году в Барнауле открылась первая на Алтае частная галерея – «Арт-галерея Щетининых». Это новаторский вклад в культуру Алтая живописца, сына скульптора П.А. Щетинина. Галерея сразу оказалась в центре художественной жизни Барнаула. Ее просветительская, благотворительная, образовательная и коммерческая деятельность развивалась уверенно, профессионально и результативно, несмотря на то, что А.П. Щетинин был на Алтае галеристом-первопроходцем; при всем том Анатолий Прокопьевич остается верным своему художническому призванию – лирическому пейзажу и портрету. Неповторимо творческое лицо каждого представителя династии Щетининых. Ирина Витальевна, супруга Анатолия Прокопьевича, - автор живописных и графических произведений, но сущность ее художественной натуры составляет прежде всего декоративно-прикладное искусство. Ирина Витальевна – достойная ученица создателя школы текстильного рисунка на Алтае Г.А. Белышева. Она не только приобщилась, но и в полной мере овладела искусством рисунка для ткани и разнообразной техникой батика. Текстильная композиция обладает спецификой, в основе которой лежит орнаментальность, требующая от художника умения стилизовать лист, цветок, траву, камень, птицу, облако, - Ирина Витальевна владеет стилизацией в полной мере, что характеризует яркость и глубину ее художественного воображения. Творчество И.В. Щетининой тонко сопрягается с актуальными современными понятиями «экология красоты», «экология жизни», оно комплиментарно по отношению к природе и к человеку. В наше противоречивое настоящее ее произведения как бы смотрят на нас из вечного гармонического будущего. Для Ирины Витальевны характерен универсализм, то есть работа в различных видах, жанрах и техниках искусства. Универсальность – редкое и прекрасное свойство художницы, проявляется оно не только в ее просветительской, общественной деятельности, но и в гражданской позиции откликаться на родное и близкое, рождать такие идеи, как галерейные экспозиции «Деревенька – колыбель души…», «Господин Самовар», «Я хочу показать вам Землю»… К третьему поколению Щетининых принадлежит Наталья Анатольевна – внучка основателя династии, искусствовед, получившая диплом бакалавра искусствоведения в Алтайском государственном университете и диплом специалиста-искусствоведа в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств России в Санкт-Петербурге. Н.А. Щетинина выступает автором статей, составителем каталогов, участвует в подготовке к изданию фундаментальных трудов по проблемам изобразительного и декоративно-прикладного искусства не только Сибири, но и России. Ее судьба оказалась тесно связанной с северной столицей страны: в настоящее время Наталья Анатольевна живет в Петербурге, работает научным сотрудником в Государственном Эрмитаже, хранителем фонда классического советского фарфора. Значительным вкладом в культуру Алтая стало участие молодого искусствоведа в организации в Барнауле персональной выставки керамиста В.Н. Гориславцева «Алтай. По пути Рериха». Масштаб выставки отражал масштаб автора, родившегося в столице Алтайского края и не потерявшего привязанности к своей малой родине. Не меркнут связи между ленинградской искусствоведческой школой и воспитанниками Алтайского государственного университета, и есть в этом заслуга Н.А. Щетининой. Династия Щетининых возрождает лучшие традиции русской культуры: гордиться своим родом, своей семьей. Три ярких художественных индивидуальности живут в сложном, но едином семейном духовном пространстве, обогащая своим творчеством жизненное пространство многих людей и культурное пространство Алтайского края.


Т.М. Степанская
Доктор искусствоведения,
профессор, член СХ России